МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЯСНЕНИЯ
Оборот розничной торговли
представляет собой фактическую
выручку от продажи товаров населению для личного потребления или использования
в домашнем хозяйстве за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по
расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов вкладчиков, посредством
платежных карт, что также учитывается как продажа за наличный расчет. Стоимость
товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой, включается в
оборот розничной торговли в полном объеме. В оборот розничной торговли не
включается стоимость товаров, отпущенных из розничной торговой сети юридическим
лицам (в том числе организациям социальной сферы, спецпотребителям и т.п.) и
индивидуальным предпринимателям, и оборот общественного питания.
В таблицах приведен
индекс физического объема оборота розничной торговли - относительный
показатель, характеризующий изменение объема продажи товарной массы
(количественного фактора оборота) в текущем периоде по сравнению с базисным.
Общий (сводный) индекс физического объема оборота характеризует совокупные
изменения товарной массы. Этот индекс показывает, как изменился оборот в
результате изменения только его физического объема при исключении влияния
динамики цен.
Оборот общественного питания
- выручка от
реализации собственной кулинарной продукции и покупных товаров без кулинарной
обработки населению для потребления, главным образом, на месте, а также
организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания
различных контингентов населения.
В оборот общественного
питания включается стоимость кулинарной продукции и покупных товаров,
отпущенных: работникам организаций с последующим удержанием из заработной
платы; на дом по заказам населения; на рабочие места по заказам организаций и
индивидуальных предпринимателей; транспортным организациям в пути следования
сухопутного, воздушного, водного транспорта; для обслуживания приемов, банкетов
и т. п.; организациями общественного питания организациям социальной сферы
(школам, больницам, санаториям, домам престарелых и т.п.) в объеме фактической
стоимости питания; по абонементам, талонам и т.п. в объеме фактической
стоимости питания; учащимся школ за счет родительской платы, а также в столовых
школ, техникумов, высших учебных заведений и других образовательных учреждениях
за наличный расчет.
Оборот розничной торговли
(оборот общественного питания) включает данные как по организациям, для которых
эта деятельность является основной, так и по организациям других видов
деятельности, осуществляющим продажу населению товаров (кулинарной продукции)
через собственные торговые заведения (заведения общественного питания) или с
оплатой через свою кассу. Оборот розничной торговли, кроме того, включает
продажу товаров индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на
розничных рынках и ярмарках (до 2008г. – на вещевых, смешанных и
продовольственных рынках).
Оборот розничной торговли
(оборот общественного питания) формируется по данным сплошного статистического
наблюдения за крупными и средними организациями, которое проводится с месячной
периодичностью, а также выборочных обследований малых предприятий и розничных
рынков, индивидуальных предпринимателей в розничной торговле общественном
питании с распространением полученных данных на генеральную совокупность
объектов наблюдения.
Федеральным законом от 24
июля 2007 г. № 209-ФЗ определены категории субъектов малого и среднего
предпринимательства и изменены критерии отнесения юридических лиц к малым
предприятиям. Кроме того, Законом определены принципы ведения федерального
государственного статистического наблюдения в отношении указанных категорий
хозяйствующих субъектов.
В связи с изложенным,
Росстатом с 2008 г. изменен порядок проведения статистических наблюдений в
отношении малых предприятий, отнесенных по основному виду деятельности к
оптовой и розничной торговле.
Оборот розничной торговли и
оборот общественного питания с 2008г. формируются по данным статистического
наблюдения за крупными и средними организациями (предприятиями), выборочного
обследования малых предприятий розничной торговли (за исключением
микропредприятий), розничных рынков и ярмарок, которые проводятся с месячной
периодичностью, а также годовых выборочных обследований индивидуальных
предпринимателей в розничной торговле и общественном питании с распространением
полученных данных на генеральную совокупность объектов наблюдения..
Кроме того, в соответствии с
требованиями системы национальных счетов оборот розничной торговли и
общественного питания организаций досчитываются на объемы скрытой деятельности.
С 1 января 2009г. вместо
показателя «оборот розничной торговли продовольственными товарами» введен
показатель «оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и
табачными изделиями», который включает стоимость проданных населению табачных
изделий (до 2009г. продажа табачных изделий
учитывалась в обороте розничной торговли непродовольственными товарами).
В оборот розничной торговли
пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями (до 2009г.
-продовольственными товарами) включается стоимость алкогольных напитков.
Оборот оптовой торговли - стоимость отгруженных товаров,
приобретенных ранее на стороне в целях перепродажи юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям для профессионального использования (переработки
или дальнейшей продажи).
Оборот оптовой торговли
формируется по данным сплошного статистического наблюдения за крупными,
средними, малыми организациями, которое проводится с месячной периодичностью с
распространением данных на генеральную совокупность объектов наблюдения.
Кроме того, в соответствии с
требованиями системы национальных счетов оборот оптовой торговли досчитывается
на объемы скрытой деятельности.
Объем платных услуг
населению отражает
общий объем денежных средств, уплаченных самим потребителем за оказанную ему
(или членам его семьи) услугу или его организацией (предприятием), в которой он
работает. Производителями услуг выступают исключительно резиденты российской
экономики (организации, предприятия, индивидуальные предприниматели различных
видов деятельности, зарегистрированные на территории Российской Федерации).
Потребителями услуг являются граждане Российской Федерации, а также граждане
других государств (нерезиденты), потребляющие те или иные услуги на территории
Российской Федерации. Объем платных услуг включает объемы услуг, оказанных
населению крупными и средними организациями и малыми предприятиями,
некорпоративными предприятиями, гражданами, занимающимися предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе. Этот
показатель формируется на основании данных форм федерального государственного
статистического наблюдения и оценки скрытой и неформальной деятельности на
рынке услуг по утвержденной методике.
Платные услуги населению
включают в себя: бытовые, транспортные, услуги связи, жилищные, коммунальные,
услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, услуги системы образования,
культуры, туристские, услуги физической культуры и спорта, медицинские,
санаторно-оздоровительные, ветеринарные, услуги правового характера и др. В
табл. 20.35, 20.37, 20.38, 20.42-20.44 данные о платных услугах населению в
распределении по видам приведены в соответствии с Общероссийским
классификатором услуг населению с учетом внесенных в него в установленном
порядке изменений.
В соответствии с
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) рекламная
деятельность включает: подготовку и размещение рекламы; рекламирование в
средствах массовой информации путем продажи времени и места рекламы; воздушную
рекламу; распространение или адресную рассылку рекламных материалов, доставку
рекламных образцов; предоставление места для рекламы.
Под аудиторской
деятельностью
понимается деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и
финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных
предпринимателей, а также по оказанию сопутствующих аудиту услуг: постановка,
ведение и восстановление бухгалтерского учета, составление финансовой
(бухгалтерской) отчетности, консультирование (экономическое, финансовое,
правовое), оценка стоимости имущества, анализ финансово-хозяйственной
деятельности организации и др.
К сделкам с недвижимостью
относится: купля-продажа, мена, аренда, рента, управление, дарение,
наследование недвижимого имущества и др. Содержанием посреднических услуг в
сделках с недвижимостью является: подбор вариантов, оформление всех необходимых
для совершения сделки документов, консультирование юристами и агентами фирм
участников сделки по возникающим проблемам.